Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием
Родители, сталкиваясь с нарушениями речи у своих детей, не всегда обращаются к логопеду или неврологу. Они надеются, что по мере взросления недостатки произношения исчезнут, и не подозревают о дизартрии.
Этиология болезни
При дизартрии страдает «техника» речи, а не её смысловая составляющая. Пациент может излагать мысли, но окружающие не всегда понимают, что он сказал из-за нарушений артикуляции вследствие патологий речевой мускулатуры. Причинами расстройств являются:- парез (снижение мышечной силы);
- спазмы и чрезмерный тонус;
- гиперкинез (непроизвольные движения);
- рассогласованность работы мускулов;
- гипокинезия (недостаточный темп и объем движений);
- псевдопарез.
Указанные состояния могут проявляться по одному или в комбинации и являются результатом поражения участков мозга.
Дефекты мозговых сегментов определяются наследственностью или сбоями во внутриутробном развитии:
- токсикозами первого и третьего триместра беременности;
- различными осложнениями в процессе родоразрешения;
- недостатком кислорода как до родов, так и во время них;
- преждевременным появлением на свет;
- болезнями матери в период беременности, авитаминозом и вредными привычками (курение, употребление алкоголя).
Дизартрия может быть приобретённой, если человек в раннем возрасте переболел:
- менингитом;
- гидроцефалией;
- желтухой.
После перенесённых травм головы, тяжёлых отравлений и отёков мозга вероятность появления заболевания достаточно высока.
Виды патологии
Дизартрия бывает нескольких типов:
- Бульбарная, при которой отмечается одностороннее или двухстороннее поражение периферических нейронов в шейно-грудном отделе. Мускулатура ротовой полости вялая, частично парализованная, язык дряблый, глоточный рефлекс отсутствует.
- Псевдобульбарная, с двухсторонним нарушением работы кортико-бульбарных нейронов и пирамидных в шейном сегменте. Мышцы не атрофированы. Язык отогнут назад, напряжён. Параличи сочетаются со спазмами.
- Корковая апраксическая постцентральная и премоторная. Нарушены функции коры левого полушария головного мозга, из-за чего артикуляционный аппарат не работает.
- Подкорковая дизартрия, возникающая из-за поражения экстрапирамидных ядер.
- Мозжечковая, при которой речевые действия не скоординированы.
В 95% случаев наблюдается псевдобульбарная разновидность.
Классификация псевдобульбарной формы
Заболевания может быть лёгким, средней тяжести и тяжёлым.
При лёгкой или стёртой степени пациент:
- затрудняется поднять кончик языка;
- чётко произносит отдельные звуки;
- хорошо управляет мимикой;
- удерживает названную врачом артикуляционную позу более 10 секунд;
- голосовые связки смыкаются.
В потоке речи звуки смазаны, дыхание равномерное.
Признаки состояния средней тяжести включают:
- затруднения с определением, до какой части лица дотронулся специалист;
- смазанная, нечёткая и неплавная речь;
- маловыразительная мимика, лицо асимметричное, открытый рот в покое;
- голос жёсткий, затухающий к концу фразы из-за расхождения связок;
- язык с широким кончиком, отклонённый в сторону;
- правильное в целом произношение, но отдельные группы согласных нечёткие;
- удерживание требуемой артикуляционной позиции с появлением дрожания.
Неправильно произносятся шипящие и фрикативные звуки. Темп речи замедлен.
При тяжёлой форме заболевания диагноз прорисован «на лице»: оно амимичное, маскообразное, асимметричное.
Другие симптомы включают:
- открытый рот с асимметричным, атрофированным с одной стороны языком, находящимся снаружи;
- слабое дыхание;
- неустойчивый голос, который то затихает, то усиливается, в итоге затухая;
- неспособность выполнить движения ртом (пожевать, облизнуть);
- гнусавость;
- искажения звукопроизношения.
Ребёнок говорит невнятно, неразборчиво, оглушает звонкие и озвончает глухие согласные, речевое действие осуществляется на вдохе.
Симптоматика лёгкой формы
Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием протекает стёрто. Изъяны артикуляции не всегда замечаются родителями, списываются на особенности взросления. В возрасте 5 лет лёгкая дизартрия диагностируется во время осмотра логопедом детей, посещающих дошкольные воспитательные заведения.
Первые признаки
Внимательные папа и мама замечают предпосылки болезни уже в младенчестве. У малыша слабый сосательный рефлекс, поэтому грудь быстро заменяется бутылочкой. Порядок появления двигательных навыков нарушен: сначала встаёт, затем учится сидеть; ходить начинает раньше, чем ползать, при этом ходьба его быстро утомляет. Прыжки и переступание по ступенькам лестницы не получаются. Затруднено удержание мяча. Долгое время мелкие предметы захватываются всей ладонью, а не пальцами.
В раннем, а затем в младшем дошкольном возрасте дети:
- едят без аппетита;
- отказываются от мяса, твёрдых овощей и фруктов из-за трудностей с жеванием;
- помещают пищу за щёку;
- не умеют полоскать рот;
- не могут завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнию;
- карандаш и кисточку держат неправильно, не контролируют их нажим;
- неуклюжи на занятиях по физической культуре и танцах;
- не могут прыгать и стоять на одной ноге, так как теряют равновесие.
Они не чувствуют музыкальный темп и ритм, поэтому сложно обучить их синхронным с мелодией действиям и пению.
Формирование речевых навыков
Дефекты моторной стороны артикуляции приводят к нарушениям слухового восприятия звуковой системы языка.
Невнятное произношение мешает формированию чёткого слуха и контроля. Неправильное фонематическое восприятие вызывает задержку развития грамматических навыков. В старшем дошкольном возрасте дети не различают грамматические формы, в частности окончания слов.
Выделяют три типа стёртой дизартрии: фонетическое, фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ОНР).
Разновидность | Признаки |
фонетическая |
|
фонетико-фонематическая |
|
ОНР |
|
Коррекционные методы выбираются специалистами в зависимости от формы и осуществляются в течение длительного времени.
Лечебные мероприятия
Чем раньше родители посетят врача, тем больше вероятность полного избавления от косноязычия.
При лёгкой степени дизартрии и нормальном психофизическом развитии вовремя начатая терапия гарантирует, что ребёнок к 6 годам будет как его сверстники.
При первых признаках болезни нужно пройти обследование у невролога и логопеда, которые оценят степень поражения головного мозга и поставят точный диагноз. Могут быть назначены:
- магнитно-резонансная томография головного мозга;
- электроэнцефалография;
- нейросонография и т. п.
После постановки диагноза проводится медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, самостоятельные упражнения и работа с логопедом.
Виды лечения
Невролог обычно назначает ноотропные препараты для улучшения мозгового кровообращения. Рекомендуются упражнения, акцентированные на лице и верхнем плечевом поясе. Массаж проводится ежедневно начиная с 2 минут в первый раз, и постепенно его продолжительность доводится до 15 минут. Основные движения – пощипывания и поглаживания всех участков нижней части лица, а также мягкого нёба. Регулярный массаж уменьшает парез, снимает гипертонус, способствует отзывчивости и согласованной работе мускулов артикуляционного аппарата.
Хорошо зарекомендовали себя дыхательные упражнения по методу А. Стрельниковой. При наклоне делается выдох, при подъёме туловища – вдох.
Применяются и другие способы курсового лечения: иглоукалывание, гирудотерапия, дельфинотерапия.
Ребёнок должен выполнять некоторые упражнения самостоятельно под контролем родителей. Эффективно имитировать движения рта окружающих людей, вытягивать губы вперёд и растягивать в улыбке.
Для укрепления мышц челюсти можно поместить ребёнку в рот кусок бинта и попытаться его выдернуть. Для улучшения сопротивления пригодится и леденец на палочке, который нужно удержать во рту, когда взрослый потянет за палочку.
[media=https://youtu.be/4N6Ml_D6u6c]Занятия с логопедом
Логопедическая работа комплексная и направлена на коррекцию моторики речевых мышц, мелкой моторики, исправление дефектов произношения и фонематического слуха.
Каждое индивидуальное занятие состоит из нескольких частей:
- массажа лица и внутренней поверхности ротовой полости;
- постановки звуков и правильного артикуляционного уклада;
- формирования навыков произношения согласных и гласных;
- тренировки проговаривания слов с изученными звуками.
Родителям следует набраться терпения и оказывать психолого-педагогическую поддержку сыну или дочери. Без положительного настроя терапия осуществляется медленнее. Даже самое незначительное достижение маленького пациента не должно остаться без похвалы. Залог успешного лечения – регулярность, поэтому пропускать занятия и игнорировать назначения врача нельзя.
мы старались: