+7 (3852) 53 66 66 [email protected] г. Барнаул, Социалистический проспект, 116а
Все материалы на сайте несут информационный характер, обязательно проконсультируйтесь со специалистом!

Что такое социализация?

Клиника не занимается продажей препаратов, лекарств и т.п., на сайте размещена сторонняя реклама!

Привитие и постижение общественных норм и моралей, правил, ценностей помогают человеку стать полноценным членом общества. Этот процесс называется социализация, на него влияют внешние и внутренние факторы. Формирование личности проходит в несколько периодов, периодически сменяющих друг друга с целью лучшей адаптации и интеграции индивида.

Социализация

Определение социализации

Если кратко, в психологии социализацией называют процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в ходе разных видов деятельности, способность индивида адаптироваться и участвовать в общественной жизни.

Значение понятия в обществознании:

  • освоение общепризнанных правил и образцов поведения (начинается со дня рождения и продолжается всю жизнь);
  • перерождение из биологического существа в индивида с совокупностью значимых качеств, свойственных всей социальной структуре;
  • весь путь эволюции поведения и способностей человека, который общество прошло за всё время своего существования.

Социализация подразумевает приобретение необходимых навыков и развитие в:

  • отраслях, обслуживающие базовые потребности населения;
  • физической сфере;
  • творческом, познавательном, теоретическом, эмпирическом, дивергентном, конвергентном, саногенном и патогенном видах мышления.

Становление личности – одновременно и передача информации, и восприятие, усвоение опыта и правил общества, который нельзя создать искусственно.

Таблица: «Как раскрывают суть термина психологические школы и направления»

Гуманистическая Это проявление Я-концепции человека
Необихевиоризм Процесс передачи, накопленного опыта и знания от старшего поколения, подражание социальным ролям.
Символический интеракционизм Взаимопроникновение индивида и агентов социализации.
Российская и советская психологическая школа Практически не разделяет воспитание и социализацию.

Всё о асоциализации: успешная и неуспешная социализация

Становление личности не всегда проходит успешно, часто возникают проблемы, от которых никто не застрахован.

Асоциализация (социальная дезадаптация) – принятие исключительно антиобщественных правил, отрицательных действий, направленностей и стереотипов мышления. Всё это провоцирует изменение публичных взаимоотношений и потерю стабильности.

Десоциализация

С этой проблемой связано ещё 2 термина.

  1. Десоциализация – утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, что отражается на его жизнедеятельности, возможности самореализации и существования. Проблему у подростков нередко провоцирует неблагоприятная микросреда. В результате происходит распад былых норм, постижение свежих антиобщественные ценностей и паттернов поведения.
  2. Отставание в социализации – запоздание овладения индивидом положительных правил и тенденций, которые присваиваются обществом определённому периоду формирования личности. Спустя время способно спровоцировать тягу к негативным нормам, или полному подчинению воле антиобщественных элементов.
Важно! Успешная и неуспешная социализация – крайние состояния, встречающиеся редко.

При полностью успешной социализации индивид неукоснительно следовал бы всем общественным правилам, полностью соглашался с любыми аспектами социальной жизни. Такая личность полностью удовлетворена своим положением в социуме.

Абсолютно неуспешная социализация означает, что человек полностью игнорирует все без исключения правила и установки, которые диктует общественная жизнь. Такое состояние бывает только у людей с тяжёлыми психическими расстройствами.

Роль и функции институтов социализации в становлении личности

Сложный и всесторонний процесс, содержит все сферы человеческой жизни.

Дети

Функции:

  1. Образование и развитие социальных знаний. Овладение языковыми навыками, перенимание взглядов, интересов, кругозора, убеждений.
  2. Овладение совокупностью достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении, традициями, правилами и нормами, присущих социуму.
  3. Усвоение процесса общения, моделей поведения, направленных на .выполнение прав и обязанностей.
  4. Собирание и внедрение новшеств.

Таблица: Задачи социализации

Естественно-культурные Максимальное приближение к определённому уровню в физическом и сексуальном плане с момента рождения до смерти. Человеку необходимо достичь канонов, присущих его социуму – правила этикета, кинестетические жесты, полоролевые нормы поведения.
Социально-культурные В эту группу входят познавательные, морально-нравственные задачи, характерные для возрастной периодизации.
Социально-психологические Процесс становления личностного самосознания, выбор своей позиции, целей в социуме, самоутверждения.

Виды социализации

Разграничивают 2 фазы:

  1. Первичная – охватывает периоды от рождения ребенка до совершеннолетия. На процесс влияет семья, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии – фундамент для дальнейшего формирования личности. Затем воздействуют дошкольные и школьные учреждения, детям приходится сталкиваться с большими коллективами и вести себя соответствующе новым правилам.
  2. Вторичная (ресоциализация) – устранения старых рефлексов, и получение непривычных моделей поведения. Примеры – эмиграция, обретение нового вероисповедания, приобретение более высокого социального статуса. Этот период длится от момента зрелости до старости.

Разновидности социализации:

  1. Групповая – стремление подражать нормам поведения той группы, где индивид проводит больше всего времени.
  2. Гендерная – познание роли мужчины и женщины, в детском возрасте девочки учатся вести себя женственно, а мальчики – по-мужски.
  3. Организационная – черпание навыков и знаний, востребованных для выполнения определённых задач на работе.
  4. Досрочная – проба потенциальных социальных отношений. Пример – игра дочки-матери у детей.

Агенты процесса развития личности

Агенты социализации – определённые люди и институты, несущие ответственность за просвещение в нормы поведения в обществе – главный источник для освоения социальных ролей.

Родители
Первичные агенты Вторичные агенты
Родители, ближайшие родственники, друзья семьи, педагоги. У молодежи на первый план выходят сверстники, руководители группировок. Представители администрации учебных заведений, предприятий, органов правопорядка и пенитенциарной системы, церкви, партийные лидеры, СМИ, экономическое положение страны.

Этапы и стадии социализации

В ходе социализации личность проходит несколько ступеней, двигается от простого к сложному, от малых групп к большим коллективам.

Периоды социализации:

  1. Быстрый. Длится от до 5-10 лет, приблизительно 7. За это время ребёнок впитывает всё, что предоставляет ему окружающая среда. В этот период дети умудряются взять максимальное количество знаний, которые требуются им для приличной жизни.
  2. Медленный. Тянется до 40-50 лет.
  3. Медленного затухания. У людей за 50 лет процесс протекает очень неторопливо, к 70 годам завершается окончательно. Наблюдается упадок интеллектуальных, физических, психологических возможностей.
Этапы

Таблица: «3 уровня становления личности на основании периодов социализации».

Обычный Свойственен для большинства людей. Период быстрой социализации недолгий, фаза стабильности берет начало в 20 лет, после 45 – постепенно затухает. Процесс личностного формирования понемногу финиширует, ориентировочно к 50-70 годам.
Низший Типичен для лиц, которые родились и выросли в среде с невысоким уровнем образования и культуры. В первые 5-10 лет дети не получают необходимых знаний, их социализация неполная.

Фаза медленной социализации длится до 30 лет, цикл стабильности практически сразу переходит на уровень затухания. Все процессы личного становления полностью прекращаются при достижении 40 лет.

Высший уровень Быстрое развитие в раннем возрасте, короткая стадия медленной социализации, но довольно длительная продолжительность фазы стабилизации и затухания. Ослабление общественной активности и работоспособности наступает после 75 лет.

Порог социализации – индивид имеет огромный багаж знаний, максимальный уровень обшей культуры, что позволяет ему созревать даже без помощи социальной среды. Процесс часто называют самосоциализацией. Люди с такими качествами преимущественно встречаются среди творческих и интеллигентных личностей.

Адаптация

Высокий уровень личного развития находится за порогом социализации.

Среда, в которой происходит социализация индивида, значительно влияет на сам процесс. При тяжёлой физической работе формирование личности останавливается в 25-30 лет, начинается спад. У интеллигенции затухание происходит медленно, начинается после 60 лет.

Классификация стадий по Петровскому:

  1. Адаптация. Период с рождения и до подросткового возраста. Усвоение социального опыта лишено критичной оценки, дети и подростки впитывают знания через подражание и приспособление.
  2. Индивидуализация. Стремление личности проявлять индивидуальные характеристики. Человек критично оценивает общепринятые нормы поведения, нередко отрицает их полностью или частично.

У подростков наблюдается стадия промежуточной социализации. У индивида характер и мировоззрение неустойчив, но есть сильное желание к самоопределению. Что часто приводит к конфликтам с окружающими и внутри себя. Процесс окончательного созревания личностных свойств заканчивается в 19-27 лет.

  1. Интеграция. Человек стремится найти свое место в обществе, определяется с видом трудовой деятельности. Успешность процесса определяется соответствием личностных качеств индивида общественным ожиданиям. Если эти критерии совпадают, индивида можно назвать зрелой личностью.
Если ребёнок не пройдёт адаптацию, то в дальнейшем обучить его основам жизни в социуме практически невозможно. Взрослые со сложившимися навыками даже после длительного одиночества, остаются людьми и личностью, им несложно возвратиться в общество, воссоздать прежние привычки.

Поскольку основы нормы социализации закладываются в детском возрасте, выделяют несколько этапов этого процесса.

Таблица: «Стадии социализации в зависимости от возраста ребёнка»

Пренатальная Начинается с 3-5 месяца внутриутробного развития, младенец начинает познавать мир на уровне сенсорного восприятия.
Идентификационная С рождения до 3 лет. Дети отождествляют себя с людьми и предметами, которые их окружают. Происходит формирование доречевых практических интеллектуальных способностей. Психическая деятельность основана на восприятии происходящего и моторных реакций.
Корреляционная Возрастные рамки – 3-5 лет. Вырабатывается интуитивное мышление, зарождаются социальные связи, приобретаются навыки руководства и подчинения.
Экспансивная В 6-10 лет дети активно расширяют спектр социальных ролей. Складывается самооценка, система требований к самому себе.
Конвентивная Взрывоопасная стадия пубертатного периода. Подросток создаёт конфликтные ситуации и пытается найти выход из них. В поисках правильных решений он обращается к различным источникам, но наибольшее доверие вызывает мнение сверстников и информация из СМИ.

Всеми поступками движет тяга к самоутверждению, часто подростки совершают действия, которые не соответствуют их моральным принципам.

Концептуальная 16-20 лет, время начала самостоятельной жизни. Возникает необходимость в выборе жизненного пути. Система взглядов и ценностей практически полностью установлена.
Подросток

Процесс определения личности в простом обществе и сложном протекает по-разному. Многогранная структура сложного общества подразумевает усвоение не только общепринятых социальных норм, но и правил межгруппового общения.

Средства формирования личности

Для создания полноценной личности используют разные инструменты и способы социализации.

Основные средства:

  • речевые навыки;
  • социальные правила и ценности, умения и навыки;
  • положение и роль в социуме.
Выступление на сцене

Механизмы социализации по Г. Тарду

Повторение Детям свойственно подражать взрослым, подчиненным – руководителю. Все модные тенденции, ритуалы и традиции обусловлены законом повторения.
Противопоставление Душевное противостояние человека, которому нужно выбрать одну модель поведения из нескольких.
Приспособление Умение идти на взаимные уступки и достигать согласия в процессе адаптации.
Создание абсолютно идентичной личности не является задачей социализации, поскольку общество подразумевает проявление индивидом особенностей, которые помогают ему быть самореализоваться.

Факторы социализации

На формирование и развитие индивида влияет множество факторов разного уровня.

Структура социализации – таблица

Мега Макро Мезофакторы – промежуточный Микро
Вселенная и мир в общем.

В различной мере через другие факторы влияют на социализацию всего населения.

Страна, этнос, общество, политическая и экономическая обстановка. Тип и место жительства, принадлежность к субкультурам. Семья, ближайшее окружение. Сверстники, учебные учреждения, религиозные, государственные, общественные организации.

Формы процесса формирования личности

Понятие социализации включает 2 основных составляющих.

Компания детей

Адаптация – способность субъекта приспосабливаться к определённым условиям социума.

Интеграция – умение внедряться в конкретное общество.

На основании этого выделяют 2 формы социализации:

  1. Ненаправленная – социальные качества формируются стихийно в результате нахождения человека в благоприятном или неблагоприятном окружении.
  2. Направленная. Это программа воздействия, которая специально создана обществом для формирования адаптированной личности с определёнными интересами, целями.

Обе формы не исключают друг друга, нередко согласовываются между собой или противоречат. При несовпадении возникают конфликтные ситуации, они осложняют и затрудняют процесс социализации в современном обществе.

Воспитание – яркий пример направленной социализации.

Примеры социализации человека в обществе

Социологи определяют социализацию, как накопление опыта и установок, которые соответствуют определённым требованиям социума.

Подростки

Примеры:

  • когда маленький ребёнок начинает активно взаимодействовать с ровесниками, он начинает чётко понимать, что есть чужие вещи, которые трогать нельзя;
  • в школе дети учатся правилам поведения в коллективе, уважительно относиться к одноклассникам, слушать учителя;
  • молодые люди понимают, что необходимо самостоятельно зарабатывать на жизнь, а для этого нужно выбрать жизненный путь, поступить в ВУЗ.

Человек – существо биосоциальное, для адекватного поведения и гармоничного развития осваивает правила социализации личности. Процесс получения навыков длится от рождения до старости, при этом полученные умения постоянно дополняются новыми.


Пожалуйста оцените статью,
мы старались:
Похожие новости:
Какой нормальный пульс у человека
Какой нормальный пульс у человека
Повышенный сахар в крови: последствия высокого содержания глюкозы, симптомы
Повышенный сахар в крови: последствия высокого содержания глюкозы, симптомы
Обзор лекарств, применяемых при лечении гайморита, и отзывов об их эффективности
Обзор лекарств, применяемых при лечении гайморита, и отзывов об их эффективности
Уколы Мидокалм: показания к применению, инструкция, отзывы пациентов и врачей
Уколы Мидокалм: показания к применению, инструкция, отзывы пациентов и врачей
Кардиолог о спортивном сердце: развитие, признаки, опасно или нет
Кардиолог о спортивном сердце: развитие, признаки, опасно или нет
Отравление газом фосгеном
Отравление газом фосгеном
Комментариев: 0