+7 (3852) 53 66 66 [email protected] г. Барнаул, Социалистический проспект, 116а
Все материалы на сайте несут информационный характер, обязательно проконсультируйтесь со специалистом!

Асоциальная личность: элементы поведения

Клиника не занимается продажей препаратов, лекарств и т.п., на сайте размещена сторонняя реклама!

Асоциальный человек – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.

Асоциальный ребенок

Асоциальный человек — что это значит?

Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо. Другое название асоциальной личности – социопат.

Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

Важно! При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.
Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.

Медицинские причины

Шизофрения

К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:

  • поражения плода внутри утробы;
  • инфекции и травмы головного мозга;
  • психосоматические отклонения;
  • шизотипическое расстройство,
  • шизофренические состояния;
  • инфантилизм, СДВГ, гебоидность.

Педагогические причины

Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:

  • отрицательный пример родителей и других членов семьи;
  • излишне высокие требования к ребёнку;
  • гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • потакание всем прихотям;
  • частые и несправедливые наказания;
  • отсутствие доверительных отношений в семье.
Гиперопека

Социальные причины

В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:

  • проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
  • желание самоутвердиться за счёт других;
  • материальное и социальное неравенство;
  • проживание в неблагополучной семье;
  • влияние религиозных сект, субкультур;
  • травля, издевательства, насмешки;
  • физическое и сексуальное насилие.

Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.
Изменчивость настроения

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Аддиктивный тип

Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.

Аддиктивное поведение может выражаться:

  • алкоголизмом;
  • наркоманией;
  • анорексией;
  • булимией;
  • нимфоманией;
  • трудоголизмом;
  • религиозным фанатизмом;
  • компьютерной и игровой зависимостью.
Алкоголь

Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.

Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.

Аморальный тип

Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.

Характерные элементы аморального асоциального типа личности:

  • промискуитетные связи;
  • проституция;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • нежелание учиться и работать;
  • агрессивное поведение;
  • наркомания, алкоголизм;
  • богохульство с целью разжигания ненависти;
  • оскорбление других людей, в т. ч. близких.
Проституция
Важно! Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.

Противоправный тип

Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.

К противоправным асоциальным деяниям относятся:

  • хулиганство;
  • драки и побои;
  • поджоги и вандализм;
  • оскорбления личности;
  • угоны без цели хищения;
  • мелкие кражи и грабежи.

Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.

Руки в бинтах

Преступный тип

Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.

К преступному поведению относят:

  • кражи со взломом;
  • грабежи и бандитизм;
  • разбойные нападения;
  • мошенничество;
  • вымогательства;
  • организация беспорядков;
  • изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
  • убийство, соучастие в убийстве.

Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Изнасилование

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Профилактические мероприятия

Занятие зарядкой

Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:

  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.
Важно! В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.


Пожалуйста оцените статью,
мы старались:
Похожие новости:
Пищевое отравление при беременности: что делать
Пищевое отравление при беременности: что делать
Анализ крови на холестерин: как подготовиться, нормы и расшифровка показателей
Анализ крови на холестерин: как подготовиться, нормы и расшифровка показателей
Дорсалгия - что это за заболевание. Лечение и симптомы
Дорсалгия - что это за заболевание. Лечение и симптомы
Лечение лигаментоза крестообразных связок коленного сустава: что это такое
Лечение лигаментоза крестообразных связок коленного сустава: что это такое
Можно ли при остеохондрозе бегать: основные правила и техники
Можно ли при остеохондрозе бегать: основные правила и техники
RDW (ширина распределения эритроцитов, по объему)
RDW (ширина распределения эритроцитов, по объему)
Комментариев: 0