Гиперактивность у ребенка: симптомы и лечение
Сегодня мы постараемся подробно рассмотреть синдром гиперактивности, его основные признаки, а также методы лечения, правильного воспитания детей.
Гиперактивность - проблема современных детей
Сейчас все чаще можно услышать жалобы родителей и учителей на тот факт, что дети стали гиперактивными, их невозможно успокоить и заставить что-то делать, а «раньше такого не было». То есть имеются наблюдения: прошлые поколения детей не были настолько активными, возбудимыми, неуправляемыми. В итоге данный синдром гиперактивности создает множество проблем: психологических, физиологических. Гиперактивность мешает умственному развитию ребенка, формированию его характера, негативно сказывается на его здоровье.
Чем так неприятна, опасна гиперактивность
Гиперактивные дети могут замыкаться в себе, уклоняться от контактов с родителями, либо, наоборот, могут становиться чрезмерно общительными. Малыш или ребенок школьного возраста, который непослушен и слишком подвижен, с большим трудом поддается воспитанию. Дети не слушают, что им говорят, не воспринимают замечания, даже похвала им бывает безразлична. В итоге утрачивается важная обратная связь с родителями и учителями.
К сожалению, при гиперактивности также наблюдаются и вспышки немотивированной агрессии, которая проявляется на уровне слепых инстинктов. При этом ребенок упрямый, очень своенравный, он невнимателен.
Некоторые дети с таким синдромом начинают выстраивать стену между своим миром и взрослыми. Они активны, но при этом психологически закрыты. Их отличает страх перед общением со старшими, закомплексованность.
Бесспорно, практически все сопутствующие признаки поведения существенно усложняют процесс воспитания ребенка, а иногда и просто делают невозможным общение с ним. Это серьезная проблема.
Возбудимость и гиперактивность
Специалисты отмечают, что следует различать обычную нервную возбудимость и реальную гиперактивность. Положение при гиперактивности гораздо серьезнее. Такое состояние у ребенка получило свое название в 80-е годы: его назвали синдромом дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ.
Заболевание относится к расстройствам гиперкинетического типа, если рассматривать классификацию психических, нервных недугов.
Важно понимать, что если малыш просто активен, часто шалит, это еще не сигнализирует именно о данном синдроме. У ребенка дошкольного, младшего возраста просто может быть такой характер.
Психологи не рекомендуют проявлять излишнюю строгость с такими детьми. Надо выработать правильную линию поведения, научиться грамотно стимулировать малыша, чтобы он начал вести себя желаемым образом. Здесь пригодится поддержка индивидуального психолога.
Симптомы гиперактивности
Гиперактивность у ребенка: что делать, как помочь, каким образом правильно ее определить. Родителей все чаще волнуют эти вопросы. Однако в первую очередь важно определить, что у малыша именно этот синдром. Известно, что гиперактивность становится заметной постепенно. Ребенок может хорошо развиваться до 3-х лет, а потом начнут проявляться признаки СДВГ. Огромную роль здесь играет наблюдательность родителей. Надо выявить симптомы как можно раньше, чтобы уже на первоначальной стадии приступить к лечению, оказать ребенку всестороннюю психологическую поддержку.
Если вовремя не приступить к терапии, не изменить всю схему воспитания, не обратиться к специалисту, можно легко упустить время. И дети в результате становятся неуправляемыми, полностью выходят из-под контроля, а некоторые даже оказываются в соответствующих воспитательных учреждениях. Ведь даже обычная школьная программа оказывается для них невыполнимой.
Чем позже будут выявлены болезненные симптомы, тем труднее с ними станет в дальнейшем бороться.
Если есть какие-то подозрения, что у ребенка развивается синдром, необходимо как можно раньше отправиться к врачу, а также пойти на прием к психологу.
Вот какие существенные признаки выделяют специалисты:
- невнимательность, болезненная забывчивость;
- ребенок начинает разбрасывать вещи, в комнате беспорядок, он не может ничего найти;
- невозможность сконцентрироваться, сосредоточиться на каком-то деле;
- ночной сон становится плохим, ребенку очень сложно заснуть, потом он часто просыпается, разговаривает или вскрикивает, плачет во сне, в итоге не высыпается;
- просьбы родителей игнорируются, ребенок не воспринимает их и не признает авторитета;
- поведение становится неадекватным, агрессивным;
- возможны эмоциональные вспышки, немотивированная раздражительность, импульсивность;
- дети не могут справиться с любыми заданиями, деятельность сама по себе для них представляет проблему, поскольку концентрации, собранности нет;
- в дневное время ребенок особенно возбудим, он очень беспокоен;
- усидчивости, сосредоточенности на чем-то одном не удается добиться.
Если вы замечаете сразу несколько подобных симптомов у ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к специалисту.
Предрасположенность к синдрому
Нужно знать все ключевые факторы риска, чтобы понять, есть ли у конкретного ребенка предрасположенность к развитию синдрома гиперактивности. Так, специалисты отмечают, что СДВГ развивается достаточно часто именно у тех детей, чьи родители сами в детстве страдали от данного синдрома, либо просто обладали холерическим, неустойчивым характером.
Известно также, что ребенок во многом копирует поведение взрослых. Если родители чрезмерно эмоционально возбудимы, темпераментны, дети тоже могут начать повторять их поведение, но только при этом все утрировать. Не стоит забывать и о прямой генетической предрасположенности.
Перечислим еще несколько факторов риска для развития СДВГ:
- конфликтная ситуация в семье;
- затяжные, стремительные роды;
- беременность недоношена;
- есть много заболеваний, наблюдается заторможенность физического развития;
- есть все признаки диктаторства родителей, воспитание чрезмерно жесткое;
- была асфиксия еще в утробе матери;
- беременность протекала тяжело, с периодами острого токсикоза;
- родители разводились и разъезжались.
Безусловно, здесь можно легко определить два основных направления факторов риска: это физиологическое и психологическое. И большое значение тут имеет именно психологический, эмоциональный климат в семье. Для правильного воспитания также очень важна атмосфера доверия, заботы и любви. А сам процесс воспитания не должен превращаться в своеобразную дрессировку, не должно быть «тоталитарного» принципа подавления, личность ребенка необходимо уважать. Если к этому не стремиться, все плохое в поведении ребенка только укоренится.
Правильное поведение родителей поможет преодолеть гиперактивность
В первую очередь все специалисты, врачи и психологи, отмечают: очень важно самим родителям выстраивать правильную линию поведения.
Категорически нельзя подавать детям плохой пример, демонстрировать вспыльчивость и раздражительность, эмоциональную нестабильность.
Безусловно, агрессия должна быть под запретом. Например, родители могут кричать, грубо разговаривать, как друг с другом, так и с ребенком. Это недопустимо. Атмосфера в родном доме должна всегда быть спокойной, привлекательной для детей. Для ребенка важно понимание, что именно в доме его всегда поймут и примут, поддержат и утешат. Нужно культивировать в малыше уверенность, спокойствие, а не подавлять и не запугивать его.
Не случайно болезнь принято называть синдромом дефицита внимания. Ребенку необходимо внимание родителей, содержательное общение с ними. При этом надо вместе отдыхать на природе, отправляться в походы. Полезно гулять по лесу, собирать грибы. Все это умиротворяет, учит ценить и воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.
Мнение специалистов: полезные советы от психологов
Безусловно, надо обращать внимание на советы психологов. Каждый ребенок - личность, со своими особенностями, нюансами развития. Но есть и спектр важных универсальных рекомендаций.
- Дисциплина, контролирование времени. У детей с этим синдромом ощущение времени зачастую сильно сбито. Именно родители должны следить за их дисциплиной, помогать им правильно рассчитывать время, в срок готовить задания.
- Роль игр. Потребуется создать хорошие условия для игр, чтобы именно в процессе игры происходила физическая и эмоциональная разрядка.
- Конкретность во всем. Нужно научить ребенка мыслить, создавать логические связи, устанавливать причины и следствия явлений, событий. Также нужно позаботиться и о развитии абстрактного мышления. Все задания, просьбы надо формулировать предельно ясно, прозрачно.
- Последовательность. Многое зависит от схемы занятий. Ребенку с синдромом сложно учиться длительное время, так как они не в силах сконцентрироваться.
- Запреты. Психологи рекомендуют не использовать слова «нельзя», «нет», так как их ребенок не воспринимает. Лучше попробовать преподнести положительную формулировку, переключить ребенка на другую деятельность.
При правильном подходе гиперактивность вполне можно преодолеть.
мы старались: