+7 (3852) 53 66 66 [email protected] г. Барнаул, Социалистический проспект, 116а

Ротовая амеба: что это, симптомы и лечение

Клиника не занимается продажей препаратов, лекарств и т.п., на сайте размещена сторонняя реклама!

Существующие виды амеб

Амеба разновидности данного класса включает в себя как минимум 3 основных типа паразитов. Представители бактерий не имеют отличительных видовых характеристик. Они не образовывают раковину, размножаются исключительно бесполым путем, с помощью митотического деления. В природе выделяют несколько разновидностей паразитов:

Амеба протей

Первая разновидность проживает исключительно в несоленых водоемах, ее размеры не превышают 5 мм. Питается паразит исключительно водными продуктами, включая водоросли. Питание происходит с помощью псевдоподий. Этот процесс называется фагоцитозом. Размножение происходит путем деления материнских клеток на дочерние.

ameba-protej.jpg

Если паразит проживает в неблагоприятных условиях, он превращается в цисту. В таком виде он устойчив к различным температурным показателям, высыханию и воздушным потокам.

Ротовая амеба

Встречается практически у всех людей, которые страдают заболеваниями ротовой полости. В некоторых случаях, бактерия обнаруживается при поражениях дыхательной системы. Ее размер не превышает 30 мкм, ядра практически незаметные, движение медленное.

Выявить наличие паразита помогают специальные мазки с использованием раствора хлорида натрия. Лаборанты берут соскоб зубного налета и гноя, при наличии его в верхнечелюстных пазухах.

rotovaya-ameba.jpg

Диэнтамеба

Диэнтамеба это паразит небольшого размера, его диаметр не превышает 20 мкм. Цитоплазма мутная, в ее основе лежит множество бактерий. Рассмотреть ядро можно при подробном изучении с помощью специальных окрашивающих препаратов. Наличие цист не обнаруживается.

dientameba1.jpg

При попадании в окружающую среду, бактерии погибают или разрушаются, они не приспособлены к неблагоприятным условиям.

Дизентерийная амеба

Преобладает исключительно в толстом кишечнике человека и водоемах. Попадая в организм, она вызывает тяжелое заболевание амебиаз. В ее жизненном цикла фиксируется три основных стадии: циста, мелкая вегетативная и крупная вегетативная форма, тканевая.

Проникновение в организм осуществляется через употребление зараженной пищи в форме цист. По своим габаритам, амеба характеризуется минимальными размерами. Мелкая вегетативная форма не вызывает негативные симптомы со стороны организма, она оседает в нижних отделах кишечника.

Если происходит внедрение паразита в стенку кишечника, это приводит к развитию язв и гнойных ран. Поражение кишечника сопровождается неприятными клиническими проявлениями. По мере прогрессирования, амеба переходит в тканевую форму. Для нее характерно паразитирование в кровеносных сосудах.

dizentir-ameb.jpg

Кишечная амеба

Локализуется исключительно в толстом кишечнике. Основными питательными компонентами выступают частички растительной и животной пищи. Паразитируя в нижних отделах кишечника, провоцирует появление цист.

kishechnaya_ameba-pat.jpg

Непатогенные амебы

Выделяют определенные типы амеб, которые относятся к непатогенному классу. В эту категорию входит:

• кишечный паразит;
  • амеба Гартмана;
  • карликовая амеба;
  • Иодамеба Бючли;
  • Диэнтамеба;
  • ротовая амеба.

nepatogennye-ameby.jpg

Йодамеба Бючли

Размер данного паразита не превышает 20 мкм. Согласно видовым характеристикам, он схож на дизентерийную амебу. Главной отличительной чертой выступает наличие вакуолизированной цитоплазмы. При окрашивании бактерий раствором Люголя, они принимают темный оттенок. Подробное рассмотрение позволяет выявить четко очерченное ядро, форма паразита правильная.

jodameba-byuchli.jpg

Кишечный паразит

Кишечная форма паразита отличается небольшими размерами, в 20-40 мкм. В ее основе лежат небольшие микроорганизмы и частицы, одно эритроциты отсутствуют. У живых бактерий хорошо просматриваются ядра, которые выступают в роли отличительной характеристики.

При передвижении, паразит выполняет плавные и медленные движения одновременно в нескольких местах. Цисты характеризуются крупными размерами.

Амеба Гартмана

По своим характеристикам паразит схож с просветной формой и частично дизентерийным типом. Обнаружить бактерии можно в каловых массах, посредством диагностического исследования.

При подробном изучении, специалисты способны поставить неправильный диагноз. Обусловлено это отсутствием специфических внешних данных.

ameba-gartmana.jpg

Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амёбы

Простейшее живёт в воде. Это может быть и вода озера, и капля росы, и влага почвы, и даже вода внутри нас. Поверхность тела их очень нежная и без воды моментально высыхает. Внешне амёба похожа на сероватый студенистый комочек (0,2-05 мм), не имеющий постоянной формы.

Амёба перетекает по дну. На теле постоянно образуются меняющие свою форму выросты псевдоподии (ложноножки). В один из таких выступов постепенно переливается цитоплазма, ложная ножка в нескольких точках прикрепляется к субстрату и происходит передвижение.

Внутреннее строение

Передвигаясь, амёба наталкивается на одноклеточные водоросли, бактерии, мелкие одноклеточные, обтекает их и включает в цитоплазму, образуя пищеварительную вакуоль.

Ферменты, расщепляющие белки, углеводы и липиды, поступают внутрь пищеварительной вакуоли, и происходит внутриклеточное пищеварение. Пища переваривается и всасывается в цитоплазму. Способ захвата пищи с помощью ложных ножек называется фагоцитозом.

Кислород расходуется на клеточное дыхание. Когда его становится меньше, чем во внешней среде, новые молекулы проходят внутрь клетки.

Молекулы углекислого газа и вредных веществ, накопившихся в результате жизнедеятельности, наоборот, выходят наружу.

Пищеварительная вакуоль подходит к клеточной мембране и открывается наружу, чтобы непереваренные остатки выбросить наружу в любом участке тела. Жидкость поступает в тело амёбы по образующимся тонким трубковидным каналам, путём пиноцитоза. Откачиванием лишней воды из организма занимаются сократительные вакуоли. Они постепенно наполняются, а раз в 5-10 минут резко сокращаются и выталкивают воду наружу. Вакуоли могут возникать в любой части клетки.

vneshnee-stroenie-tela-ameby1.jpg

Распространенность ротовой амебы

Entamoeba gingivalis была открыта еще в XVII столетии. Простейшее животное распространено во всех уголках Земли. Удивительно, но им инфицирована преимущественная часть населения как развитых, так и развивающихся государств. Была установлена прямая зависимость между возрастом и заболеваемостью: чем старше человек, тем более подвержен инфицированию.

Ротовая амеба не является патогенным возбудителем, хотя ее обнаруживают при гайморите, амфодонтозе либо остеомиелите челюстей. Из шести разновидностей амеб, обитающих в человеческом организме, было обнаружено, что только одна является возбудителем амебной дизентерии (лат. Entamoeba hystolytica).

Особого вреда своему хозяину ротовая амеба не приносит. Тем не менее, ограниченное количество ученых считает, что Entamoeba gingivalis может мутировать и вызывать воспаление центральной нервной системы.

Entamoeba_gingivalis.jpg

Микроорганизм попадает в полость рта, как и многие паразиты, через загрязненную воду, немытые овощи и фрукты. В результате попадания фекалий из хозяина продукты становятся также инфицированными. Другим источником заражения ротовой амебой является оральный контакт (поцелуй или использование чужой щетки для зубов).

На заметку! Следует отметить, что хозяином простейшего может быть только человек. Но Entamoeba gingivalis иногда обнаруживалась в полости рта кошек, собак, обезьян и лошадей.

Entamoeba gingivalis: общая характеристика

Являясь одноклеточным организмом, ротовая амеба не имеет постоянной формы тела. Под микроскопом можно разглядеть студенистый маленький комок, это и есть данный простейший микроорганизм. Но визуализировать ядро простейшего невозможно.

Для передвижения и захвата жертвы амеба использует свои ложноножки. Они, также как тело микроорганизма, не имеют устойчивой формы и прикрепляются к любой поверхности. Благодаря им тело животного может передвигаться.

Как такого ротового отверстия у ротовой амебы обыкновенной не имеется. Дабы захватить еду, амеба при помощи ложноножек захватывает ее таким образом, чтобы она оказалась внутри тела. Такой процесс называется фагоцитозом. Затем вокруг проглоченной еды образуется пищеварительная вакуоль. Непереваренные остатки попросту выбрасываются в окружающую среду.

Простейшее животное разделяется на два слоя цитоплазму и пузырьковое ядро. В микроорганизме также есть специальные тонкие каналы, внешне напоминающие трубки, для поглощения жидкости.

razvitie_rotovoy_ameby1.jpg

Главными функциями пульсирующей вакуоли является удаление продуктов жизнедеятельности ротовой амебы остатков еды, карбона диоксида, токсинов и лишней воды. Один цикл ее работы составляет 1-5 минут. Так как у простейшего нет дыхательных органов, все его тело может поглощать кислород.

Entamoeba gingivalis способна реагировать на экзогенных раздражителей в результате изменения химического состава окружающей среды либо светового движения.

Процесс развития простейшего

У ротовой амебы, как и у многих паразитарных организмов, цикл развития составляет две фазы трофозоит и образование цисты.

Трофозоит, или вегетативная фаза, это активная форма жизнедеятельности микроорганизма. Функционировать ротовая амеба может, только попав в человеческий организм. Во внешней среде обитания трофозоит неустойчив, его можно обнаружить в мягких экскрементах.

Циста зачастую образуется из вегетативной формы. Областью ее обитания является кишечник, а именно его дистальный отдел. Цисты обнаруживаются в плотных фекалиях.

Ротовая амеба имеет некоторые особенности протекания жизненного цикла:

1. Считают, что простейшее не образует цист, в связи с этим оно существует только в вегетативной форме.
  2. В результате смены хозяина жизненный цикл Entamoeba gingivalis также изменяется.
  3. Только вегетативное размножение приводит к увеличению количества микроорганизмов.

Размножение происходит бесполым путем в случае наступления неблагоприятных для жизнедеятельности условий. Простейшее втягивает псевдоподии и покрывает прочной двойной оболочкой. Благодаря такому процессу возникают цисты.

Ротовая амеба возбудитель стоматита

Стоит еще раз напомнить, что Entamoeba gingivalis не паразит, однако обнаруживается при периодонтите, гайморите или остеомиелите.

stomatit1.jpg

Когда у человека ослабевают защитные силы, ротовая амеба может спровоцировать появление заболевания под названием стоматит. Это воспалительный процесс, происходящий на слизистой оболочке полости рта. Как правило, данная патология возникает у детей, но в результате загрязнения внешней среды ее все чаще обнаруживают у взрослых пациентов.

Однако острые проявления стоматита возникают не очень часто. Воспалительный процесс, как результат жизнедеятельности этих простейших, проявляется следующим образом:

1. Неприятное ощущение и жжение в полости рта.
  2. Вначале возникает покраснение пораженных мест, потом появление отеков.
  3. Крайне редко повышается температура тела.
  4. Возникновение небольших язвочек круглой формы с ровными краями и с тонкой пленкой в центре.
  5. Кровоточивость десен и выделение большого объема слюны.
  6. Наличие неприятного запаха во рту.
  7. Наблюдаются проблемы с пережёвыванием пищи.

Острая форма болезни проявляется значительным возрастанием температуры тела и увеличением лимфоузлов. Можно увидеть множество язвочек на внутренней поверхности щек, небе и языке.

При лечении данной патологии необходимо полоскать рот при помощи антисептиков, а также применять леденцы, мази и препараты противогрибкового действия. Эффективны при борьбе с ротовой амебой спреи, к примеру, Ингалипт, Люголь, Гексорал. И гели Камистад или Холисал.

ingalipt.jpg

Для полосканий можно самостоятельно делать отвары на основе аира и эвкалипта. Чтобы снять отечность, можно использовать таблетки Эвкалипт М, а вылечить язвы поможет Актовегил.

На заметку! Чаще всего стоматит развивается из-за пренебрежения правилами гигиены полости рта.

Поэтому тщательный уход за зубами и наличие индивидуальной зубной щетки смогут снизить риск развития этого недуга.

Характеристика и лечение гингивита

Гингивит является воспалением десен, при котором не нарушается целостность зубодесневого соединения. Ротовая амеба провоцирует развитие этого заболевания как у детей, так и у взрослых со сниженным иммунитетом.

Стоит отметить, что гингивит чаще присутствует у малышей так, как они любят брать пальцы в рот и хватают необработанные фрукты и овощи.

При развитии кариеса шансы заболевания гингивитом еще больше возрастают. В запущенной форме к данным патологиям присоединяется пародонтит, который приводит к поражению и потере зубов.

Гингивит может проявляться как в хронической, так и острой форме. Чаще всего он развивается в холодную пору.

При развитии заболевания воспаляются небольшие участки десны, возникают отеки и проступает кровь. В тяжелых случаях возникают некроз мягкой ткани и множество язв. Признаками гингивита также являются сильные боли, повышенная температура тела, неприятный запах изо рта.

gingivit.jpg

Терапия данного заболевания включает в себя использование антибиотических средств и травяных отваров для полоскания. Острую форму гингивита можно побороть в течение 10 дней, а хроническую форму придется лечить намного дольше.

Чтобы предупредить развитие патологии, необходимо следить за ротовой полостью, вовремя удалять зубной камень и очищать зубы от бляшек.

Жизненный цикл

У ротового простейшего есть лишь одна стадия развития: трофозоит. Микроорганизм постоянно находится в активности и способен размножаться, никогда не впадает в состоянии покоя.

rotovaya-ameba-2.jpg

В отличие от настоящих паразитических амеб, например дизентерийной, ротовая не образуется цист и быстро погибает в окружающей среде.

Entamoeba Gingivalis размножается непрямым делением на две клетки. При этом хромосомы поровну распределяются между дочерними ядрами, а затем достраивают себе недостающую половинку.

То есть это не половое размножение, а митоз. Продолжительность деления составляет 1-2 часа.

Патология

{banner_banstat10}

Ротовая амеба первое простейшее, обнаруженное в организме человека. С момента ее открытия в середине 19 века ученые так до конца и не выяснили, способна ли она вызывать какое-либо заболевание.

В отличии от другой амебы, дизентерийной, ротовая никогда не заглатывает лимфоциты главные клетки иммунной системы. Если иммунитет отреагирует на ротовую амебу как на опасный фактор, он справится с ней без труда.

Однако ротовая амеба может питаться ядрами лейкоцитов. Ее ложноножки проникают в клетку, достигают ядра и высасывает его содержимое. В некоторых случаях амебы способны поглощать эритроциты.

amebiaz.jpg

Ротовая амеба имеет единственного хозяина человека. В полости рта она никак не проявляет себя. Ее носительство не сопровождается никакой симптоматикой.

Entamoeba gingivalis и заболевания десен

Паразитологи до сих пор не пришли к однозначному мнению имеет ли данный микроорганизм патогенность. Обнаружение его у людей с пародонтозом заставляет некоторых специалистов усомниться в комменсальной природе ротовой амебы.

parodontoz.jpg

Сейчас нет доказательств, что простейшее каким-либо образом причастно к развитию пародонтоза. Считается, что человек просто предоставляет микроорганизму дом и еду без всякого ущерба для своего здоровья.

Некоторые паразитологи считают, что ротовые амебы способны вызывать неприятный запах изо рта и ускорять формирование зубного камня. Есть подозрение, что они отягощают протекание гайморитов, остеомиелита челюстей и пневмоний.

Видео, посвещенное микро-вселенной во рту. Макрофотографии, меняющие подход к уходу за ротовой полостью:

Обнаружить ротовых простейших можно при микроскопировании зубного налета и содержимого десневых карманов. Иногда они оказываются в мокроте. В последнем случае приходится проводить дифференциальную диагностику, отделяя ротовых амеб от дизентерийных, которые могут оказаться в легких при появлении там абсцесса.

Дифференциация проводится микроскопированием. В дизентерийных микроорганизмах можно разглядеть поглощенные лимфоциты, которых никогда не бывает в цитоплазме Entamoeba Gingivalis.

Специфического лечения от ротовой амебы не существует. Носительство не требует медикаментозного вмешательства, поэтому лекарства от простейшего этого вида не разрабатывались.

Воспалительные процессы на языке

Иногда Entamoeba gingivalis вызывает глоссит заболевание, изменяющее структуру и цвет языка. В результате язык увеличивается и становится очень мягким, а его цвет приобретает бордовые и красные оттенки. Со стороны пациента поступают жалобы, такие как жжение, проблематичное пережёвывание и глотание. В редких случаях возникают проблемы с дыханием.

Глоссит чаще развивается у взрослых людей. Помимо перечисленных выше симптомов больные могут жаловаться на:

• повышенное слюноотделение;
  • изменение или потерю вкусовых ощущений;
  • белый налет, покрывающий весь язык;
  • быструю утомляемость и слабость.

glossit.jpg

Различают несколько видов этой патологии, которые поражают разные области языка:

1. Глубокий глоссит, поражающий не только дно языка, но и подбородок с шеей. Данная разновидность характеризуется обильным выделением гноя, что несет опасность для больного.
  2. Ромбовидный глоссит, при котором задняя часть языка отекает в виде красноватого или синеватого ромба. Появляются также налет, язвы и бугорки. В результате сильного набухания языком тяжело пошевелить.
  3. Десквамативный глоссит вызывает сильное жжение и болезненные ощущения во время приема пищи. Для него характерно появление темных линий на языке. Такой патогенный процесс чаще всего связан с дефицитом витаминов либо присутствием амебы и других микроорганизмов.

На заметку! Для устранения воспалительного процесса необходимо очищать зубы и язык от налета.

Во время лечения рекомендуется перейти на прием перетертой пищи в теплом виде. От горячей и твердой еды придется на время отказаться.

Для полоскания используются как отвары трав, так и обычная вода. Также эффективен раствор Фурацилина, марганцовки либо Хлоргексидина. Для дезинфекции ротовой полости применяют Ротокан, а язвы смазывают Ируксолом. Для устранения болевых ощущений используются Лидокаин, Тримекаин или Анестезин.

rotokan1.jpg

Когда возникает сильная отечность, нужно применять гормональные мази. При лечении глоссита применяют также криотерапию, физиотерапевтические средства (ультрафонофорез, дарсонвал).

Использование народных средств

Народная медицина дает отличные результаты при лечении воспалительных процессов в ротовой полости. Так, при помощи отваров можно избавиться от дискомфорта во рту и специфического запаха.

Наиболее действенными рецептами при различных заболеваниях полости рта являются:

1. Отвар из ромашки и шалфея (по 30 г), лаврового листа и чистотела (по 20 г). Сухую смесь заливают двумя стаканами кипятка и оставляют на 2 часа.
  2. Отвар на основе крапивы, аира и дуба снимает жжение во рту. По 30 г каждого ингредиента кладут в посуду с холодной водой, а затем ставят на огонь. Смесь нужно варить около получаса.
  3. Сбор малины, листьев просвирника и мать-и-мачехи отличное средство для дезинфекции и заживления язвочек. Каждый ингредиент берут по 20 г и заливают стаканом кипятка.
  4. Отвар из календулы, сурепки и эвкалипта обладает противовоспалительными свойствами. Приготавливается смесь из расчета того, что все составляющие берутся в равном количестве. Затем две столовые ложки заливают 0,5 л кипятка. Таким отваром необходимо полоскать рот после приема пищи.
  5. Отвар на основе эхинацеи помогает повысить иммунитет, это особенно важно, если учитывать, что воспалительные процессы во рту возникают при снижении защитных сил организма.

otvar_ehinacei.jpg

Хотя большинство специалистов считает, что ротовая амеба неопасное простейшее животное, все же оно вызывает различные заболевания. Это могут быть стоматит, гингивит и разные виды глоссита. При несвоевременной диагностике это может привести к поражению и потере зубов. Поэтому соблюдение элементарных правил личной гигиены полости рта поможет избежать неприятный исход.

Болезни, вызываемые этим микроорганизмом

Стоматит возникает на фоне пониженного иммунного состояния, при небольших травмах или повреждениях слизистой, микроорганизмы проникают туда и начинают прогрессировать. Первые пару суток отмечается покраснение этой области, далее переход в фазу язвочки с ровными краями. Имеют место болевые синдромы при приеме пищи, разговоре, мимических движениях и так далее. Диагностика, в этом случае, может проводиться по желанию пациента, так как симптомы очень явно указывают на одно заболевание. Можно подстраховаться и сдать кровь и мазок из полости рта на обследование.

Гингивит имеет схожую причинную связь с прошлым заболеванием. Развивается при участии ротовой амебы, в результате плохой гигиены. Образовавшиеся зубные камни, с содержащейся на ней микрофлорой, провоцируют воспаление десны, которая имеет две формы: острую и хроническую. Симптомы гингивита это: покраснение и набухание десны в области шеек зубов, кровоточивость, неприятных запах, местное и общее повышение температуры и болевые ощущения.

Глоссит (воспаление языка) так же относят к болезням, имеющим связь с этим микроорганизмом. Характеризуется увеличением в объеме языка, его покраснение и изменение структуры. Жалобы от пациента на неприятные ощущения при приеме пищи: боль, дискомфорт, жжение.

Лечение

Лечение гингивита и глоссита проводится с помощью травяных растворов. Но перед тем как приступать к этому, нужно избавиться от причины заболевания, то есть от зубного камня. Провести профессиональную гигиену полости рта, чтобы избавиться от источника. Далее, следуя рекомендациям врача, купить необходимые растворы для полосканий и пользоваться ими на протяжении указанного времени.

Кроме этого, при запущенных случаях, могут назначаться антибиотики и противогрибковые средства. К ним можно отнести Метронидазол, Тинидазол и другие подобные препараты. Точное название способен дать только лечащий врач, имея объективные данные исследования конкретного пациента.

pr111.jpg

Народные методы борьбы

Эти заболевания редко воспринимаются больными, как серьезные. Поэтому, очень развита народная медицина при таких процессах. Нельзя сказать, что она абсолютно бездейственна и неэффективна, но все же, лучше обратиться к специалисту, который точно поставит диагноз, установит план лечения и препараты, необходимые для лечения. В случаях, когда посещение стоматолога или других специалистов невозможно, народные средства могут прийти на помощь.

При стоматите, предлагаются полоскания ротовой полости содовым раствором. На 100 мл теплой воды 1 чайная ложка соды. Полоскать нужно после каждого приема пищи.

sod_rast.jpg

Профилактика

Не существует профилактики попадания ротовой амебы в организм человека. Как говорилось ранее, он обнаруживается больше чем у половины людей. Можно проводить профилактику болезней, одним из инициаторов которых он является. Самое стандартное это соблюдение хорошей гигиены. Сам по себе микроорганизм безвреден, но при появлении благоприятных условий, он начинает размножаться и развиваться параллельно с другими патогенными организмами. Часто, это ополаскиватели различных популярных брендов President, Listerine и др., которые выпускают большие линейки средств со специальным назначением.

Отдельно стоит сказать про зубные нити. Мнения специалистов в этом вопросе расходятся. Абсолютно точно можно сказать, что при заболеваниях десен (тот же гингивит), использование нитей не рекомендуется. Так как это дополнительный агент, повреждающий ткани.

Ротовая амеба просто резидент в человеческом организме. Если не создавать для нее идеальные условия, то она не будет причинять никакого вреда. Вопрос только в хорошей гигиене и правильном питании, которое обеспечит человека всеми необходимыми витаминами и микроэлементами.

Препараты

Из тех средств, которые продаются в аптеках, можно выделить:

• Хлоргексидин. Раствор этого препарата обладает отличными обеззараживающими свойствами. Рекомендуется полоскать им рот 1-2 раза в день. Дополнить эту процедуру можно смоченными в этом лекарстве ватками, которые необходимо приложить к пораженному месту.
  • Йодинол синий йод.
  • Витаминные комплексы. Для поднятия иммунитета.
  • Средства для полоскания (Например, Listerine Зеленый чай и др.).